Философия джазовой музыки. История джазовой музыки в США в начале XX века. Истоки джаза.

Истоки джазовой музыки лежат в многочисленных африканских традициях, сформированных очень давно, в числе которых находится и африканская культура. Разумеется, африканских народов бесчисленное множество, каждый из них имел сложившиеся и развивавшиеся на протяжении веков традиции. Именно поэтому темнокожим рабам, прибывшим в США, было необходимо найти общее для понимания друг друга. Этим общим стала важнейшая составляющая музыки: сложный, но очень чёткий ритм, образующийся хлопками или игрой на традиционных барабанах.

Представители африканской культуры

Стоит помнить, что наиболее сильно на возникновение джаза повлияла именно песенная музыка африканских народов. Она же, в свою очередь, появилась в колониальный период, когда европейцы усиленно распространяли христианство на территории африканских колоний. Церковные мотивы проникали в культовую музыку. Сочетание этих двух абсолютно разных жанров порождало ещё один, оригинальный. Например, во многих колонизированных странах во время церковных служб использовались барабаны, что было невозможным в Европе.

 Впоследствии, во время работы темнокожих рабов на американских плантациях, этот жанр получил название спиричуэлс. Афроамериканцы выполняли грязную работу, над ними издевались, но рабочие ничего не могли изменить, из-за чего все трудности этой мучительной жизни темнокожих в США выливались в музыку. Немудрено, что в этом образующемся стиле использовались знакомые комбинации традиционной африканской музыки с христианской. Основными традиционными мотивами являлись мотивы различных освобождений, взятых из Библейских ветхозаветных сюжетов. Новый стиль активно распространялся в 50-е годы XIX века и получал развитие: использовались и музыкальные инструменты, на звучание которых можно было с пения переносить некоторую экспрессию. Спиричуэлс имеет структуру диалога проповедника с прихожанами, это добавляло эмоциональности, через которую афроамериканцы могли выразить своё недовольство.

Церковный хор, исполняющий спиричуэлс
Спиричуэлс "Go Down Moses" в исполнении Луи Армстронга

В 1863 году в США было отменено рабство. Несмотря на это, темнокожие продолжали мучительно работать на плантациях и большую часть своих жизней они занимались физическим трудом. Тогда возник блюз – важнейший исток джаза. Рабочие пели о нерешённых проблемах, трудностях жизни афроамериканцев, начали появляться даже певцы-бродяги, которые исполняли простые мелодии в блюзовом стиле и получали скудный заработок в джук-джойнтах (американские дешёвые бары). Традиционный блюз исполнялся без аккомпанемента, поэтому он весьма близок к спиричуэлсу.  Тем не менее, с распространением различного инструментария блюз приобретал новые и новые формы, ныне уже известные нам.

Блюзовый музыкант

Параллельно с блюзом развивался жанр регтайм. Особенность этого жанра заключалась в том, что бас звучал на нечётных, а аккорды – на чётных долях такта. В результате сближения западных приёмов гармонизации и европейской композиционной техники со структурой простых афроамериканских танцев с аккомпанементом  банджо и мандолин возник регтайм в первоначальной форме в 1870-х годах. Уже в самом конце XIX века жанр устоялся, и свою славу постепенно получали всё новые и новые композиторы, такие как Уильям Крелл, Том Терпин и Скотт Джоплин, чьи произведения считаются классикой регтайма. Особенно популярны были фортепианные регтайм-пьесы, что впоследствии увеличило важность клавишных инструментов в джазе.

Регтайм
Регтайм Скотта Джоплина "Артист эстрады"

Published by

Василий

Меня зовут Вася. Я люблю историю, книги, психологию, биологию, физику и многое другое!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Антиспам *Капча загружается...