Неоднократно натыкался на мысль, что страшнее, ужаснее или неправильнее всего радикализм. Надо с ним бороться, надо искоренять эту приверженность некоторых людей к радикальному.
Согласен ли я? Ну конечно. И фашизм, и сталинский тоталитаризм, и радикальный феминизм, и пр.-пр. "измы" — всё это крайности. Есть люди, которых вообще от одной крайности к другой бросает, и они, как правило, совершают чёрное и безумное на нашей зелёной планете.
Но вот что мне пришло в голову… Так ведь устроен человек, так ведь устроено общество — что, пока не познаешь какую бы то ни было крайность, пока не прикоснешься к пределу, не поймёшь, каковы возможные, дозволенные границы твоих действий. Гитлеровские преступления — крайность? Ну конечно. И теперь даже небольшой намёк на насилие в Европе вызывает ужас. А до этого войны проводились регулярно.
Переложим на эмоциональную сферу. Ни одно чувство не будет непривычным или пугающим, если ты его пережил в гипертрофированной форме. А дальше уже проще. Этакий принцип адаптации.
Всегда ли работает? Не знаю. Правильно ли это? Наверное, нет, но естественно для иррационального человеческого мышления. Значит, нам, рассудительным у разумным, следует ко всему подобному, ко всему "крайнему" относиться спокойнее, не так ли?