Вопреки распространённому мнению, сага "Звёздные войны" не примитивна и, тем более, не однозначна. Довольно захватывающая сюжетная линия насыщена политическими идеями, религиозными парадигмами, архетипическими образами. Я постараюсь рассказать о том "неоднозначном" и "недетском", что я заметил, исследуя фильмы саги.
Содержание:
- Политическая основа сюжета
- Роль личности в истории
- Религиозные концепции
- Три трилогии — три истории
- Итоги
Политическая основа сюжета
Вся история противостояния ситхов и джедаев, драматичная история семьи Скайуокеров накладываются на политический сюжет — по сути, основу всей саги. Давайте рассмотрим политический фундамент сюжета "Звёздных войн". В I эпизоде мы узнаём напряжённых отношениях Торговой Федерации и планеты Набу.
Уже тогда погрязшая в коррупции Галактическая Республика, не способная решить проблему, показывает свою несостоятельность, и это приводит к созданию и распространению сепаратистского движения — Конфедерации Независимых Систем во главе с графом Дуку.
Республика переживает политический кризис; многотысячный Сенат, в руках которого сосредоточена власть, выступает против канцлера Валорума и за нового канцлера — Палпатина, который обещает сделать жизнь в Республике безопасной.
Но не тут-то было, ведь с согласия Сената Палпатин, пользуясь им же спровоцированной войной (впоследствии мы узнаём, что Палпатин и Дарт Сидиус — один человек) между сепаратистами и Республикой, получает новые и новые полномочия, а затем и вовсе объявляет Республику Первой Галактической Империей, что большая часть Сената приветствует.
На этом моменте выявляется значительное противоречие. Демократия как политический режим, при котором существовала Республика, терпит обвинения со стороны сепаратистов, а демократическая Галактическая Республика — крах, виновниками которого становятся борцы ЗА Республику. Демократический капитализм приводит к политическому кризису и к войне. Противоречие заключается в том, что джедаи, безусловно положительные персонажи, выступают за демократию: вспомним слова Оби-Вана во время битвы с Энакином на Мустафаре о клятве в верности демократии.
На самом деле, такое отождествление джедаев с демократическими принципами достаточно логично: свобода испокон веков воспринималась людьми как одна из важнейших ценностей. Поддерживая джедаев, видя их персонажами, символизирующими добро, мы, естественно, впитываем представления о свободе, о демократии как утопии.
Но о том, что джедаи поддерживали коррумпированное государство, мало кто задумывается. В этом авторская идея — показать, к чему может привести немного извращённая демократия, поскольку именно так можно назвать происходящее в Республике. Формально демократические принципы сохраняются, но де-факто мы видим, что над такой демократией в Древней Греции бы посмеялись. Это косвенная демократия: в каждой системе есть свои лидеры (или бароны, или губернаторы, или президенты), которые и назначают сенаторов. Сенаторы же избирают канцлера и сами же его с должности снимают. НО: если это представительная демократия, то, скорее всего, такая, что обыкновенный пустынник с Татуина вряд ли осведомлён, кто сейчас канцлер Республики.
А что такое Империя? Это безопасность и уверенность в том, что везде будут свои. Система "сверху вниз", при которой в каждую систему лидеры назначались императором, а Сенат распускался, казалась куда лучше коррупции при демократии. Борцы за свободу, как мы выясняем в оригинальной трилогии, никуда не делись, и, как и прежде, они представляют Светлую сторону — сторону добра.
Появление Первой Галактической Империи под руководством Палпатина напоминает появление Третьего Рейха с Адольфом Гитлером во главе.
Впоследствии воздвигнутая на обломках Империи Новая Республика, как и Старая, поглощается столь же авторитарным, как и Империя, Первым Орденом. Но поскольку трилогию сиквелов лично мне не хочется признавать каноном, обсуждать политическую подоплёку этих эпизодов, очень похожую на описанную мной прежде, не станем и перейдём к кое-чему пограничному и интересному.
Роль личности в истории, или злодейский план одного гения
С создателями "Звёздных войн" с готовностью поспорил бы Л. Н. Толстой, приверженец исторического фатализма, ведь выясняется, что тот политический сюжет, являющийся основой саги, — дело рук одного человека: Шива Палпатина. Именно он, представ перед торговцами в виде Дарт Сидиуса, сказал им заблокировать свою же родную планету — Набу.
Воплотив свои грандиозные злодейские планы и спровоцировав набуанский кризис, Палпатин стал играть за две противоборствующие стороны с одной целью — прийти к власти. Он вынудил королеву Амидалу выдвинуть вотум недоверия канцлеру и вскоре стал канцлером сам.
Происходившее во время войны клонов, когда канцлер якобы боролся с сепаратистами, а его вторая личность, ситх Дарт Сидиус, — с Республикой, лишь подкрепляет мнение, что Сидиус — один из величайших выдуманных злодеев в истории. Политик-идеалист граф Дуку оказался предан Сидиусом, а джедаи, искренно защищавшие демократию, — Палпатином.
В результате обе стороны проиграли, а канцлер, уничтоживший и сепаратистов, и почти всех джедаев, провозгласил себя императором. Скорее всего, Лукас не предполагал, что такие сюжетные повороты внесут ясность в вопрос влияния одной личности на ход истории. Стоит понимать, что в массовом киноискусстве, особенно фантастическом, зачастую какая-то конкретная личность превалирует над массами, и по-историософски подходить к этому вряд ли стоит. Но в подсознании вырабатывается ассоциация Палпатина с "величайшими" тиранами в истории человечества, такими как Адольф Гитлер, а вместе с тем и представление, что одна личность может изменить ход истории.
Правда, по этому поводу мне легко оппонировать, ведь именно массы, народные массы, возмущённые деспотизмом императора, в девятом эпизоде его уничтожили. Но не без помощи Силы — того, что является основой истории о джедаях и ситхах. О Силе и прочем религиозно-философском, что Лукас затронул, поговорим далее.
Религиозные концепции
"Да пребудет с вами Сила" — самая известная фраза из "Звёздных войн". В Евангелии от Иоанна мы встречаем фразу: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (приблизительно то же самое, что и "Да пребудет с вами Дух").
Находите общее? По сути, в далёкой-далёкой галактике Сила обожествляется. На самом деле, называть Бога Силой даже частично верно, ведь сам Джордж Лукас признавался, что изучил многие религии и нашёл в них что-то общее, что в "Звёздных войнах" и применил. НО в "Звёздных войнах" есть несколько особенностей, отличающих идею Силы от христианской идеи Бога.
Прежде всего, связь с Силой, как выяснилось в первом эпизоде, осуществляется биологически (что многих идеалистов разочаровало), через так называемые мидихлорианы — микроскопические разумные формы жизни, живущие внутри всех живых существ. Чем мидихлориан больше, тем сильнее связь существа с Силой. Естественно, это новшество Лукаса, и в мировых религиях такой теоретической материализации божественного нет.
Связь с Силой может осуществляться не только в благих целях: ситхи — представители Тёмной стороны Силы. Перенеси конфронтацию джедаев и ситхов в христианскую концепцию — окажется, что джедаи ближе к Богу, чем ситхи, которые от Бога отдаляются. Идеи покоя, знания, гармонии, прописанные в Кодексе джедаев, в целом созвучны с христианскими принципами, хоть их и не повторяют (а повторяют идеи восточной философии, о которой чуть позже прочитаете).
Страсти, противоречащие безгрешному человеческому естеству, христианами должны быть минимизированы. Ситхи же подпитываются страстями: гневом, ненавистью, посему и связаны с Тёмной стороной Силы.
Многие предполагают, что сюжет "Звёздных войн" — христианский сюжет. Энакин Скайуокер был непорочно зачат, о чём в "Скрытой угрозе" повествует его мать. Он воспринимается как этакий посланник, который должен установить равновесие Силы. Не находите что-то общее с евангельским сюжетом жизни Христа?
Отличие таково — в "Звёздных войнах" показана не цельная личность, а человек, который из-за внутренней борьбы, из-за неспособности сопротивляться страху, страстям приходит к Тёмной стороне, поддаётся дьявольским искушениям. К финалу третьего эпизода Энакин становится этаким воплощением греховности человека и за человеческие грехи чуть было не умирает.
Роль змея-искусителя играет Палпатин — главный ситх. Такое отклонение от христианской истории обладает несколькими преимуществами: это раскрашивает сюжет, даёт поле для интересного продолжения и позволяет саге совместить сразу несколько религиозных концепций.
Многие ипостасью Христа называют сына Энакина — Люка Скайоуокера, являющегося главным персонажем оригинальной трилогии. А личность Оби-Вана многими связывается с личностью Иоанна Крестителя: речь и о созвучности имён, и о сюжетных ролях этих персонажей.
Люк, не поддавшийся соблазну Тёмной стороны, не был распят, как был распят Иисус, но наверняка был бы убит Сидиусом, если бы не отец — Дарт Вейдер. Галактика же была спасена благодаря трём христианским добродетелям.
Любовь отца спасла Люка, вера сына — Вейдера (в духовном смысле), а надежда повстанцев оправдалась в виде победы.
При этом если Христос принёс себя в жертву за человечество, то Энакин — за сына, а впоследствии Люк — за сопротивляющихся Первому Ордену, подпитывающемуся Тёмной стороной.
Довольно интересен сюжетный ход с появлением Хана Соло в четвёртой части. Поначалу он не верил в существование Силы и поддерживал Оби-Вана, Люка и Лею лишь ради денег. Он готов был отречься от того, что завлекало его всё сильнее и сильнее, но вместе с этим он всё больше верил в Силу. Апостольская роль в оригинальной трилогии отведена именно Хану.
Фамилия главных героев, Скайуокер, подтверждает справедливость сравнения "Звёздных войн" с христианством. Дословно её можно перевести как "небоходец", что согласуется с тем, что символ небес в религиях вообще и в христианстве в частности чрезвычайно важен.
Замыслы Лукса, связанные с христианством, вероятно, были использованы для "обёрточных" целей. Архетипы, лёгшие в основу новозаветных сюжетов, умело применяются и в "Звёздных войнах" (о том, как книга Джозефа Кемпбелла "Тысячеликий герой", посвящённая так называемому мономифу, повлияла на Лукаса, в интернете информации достаточно). То же и с семантикой саги, и с бессознательно принимающейся моралью. Расчёт был на западную публику, идеи христианства для которой более близки и понятны.
В теории о Силе, в противопоставлении Светлой стороне Тёмной восточного куда больше. В частности, даосизма. Интересующимся можем посоветовать прочитать книгу Джона Портера "Дао «Звездных войн»". Мы же пройдёмся по поверхностному.
Даосизм — китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Дао понимается как энергия, формирующая процесс творения и порождающая мир. То есть приблизительно то же самое, что и Сила в "Звёздных войнах".
Дао порождает единицу, единица порождает две противоположности: Инь и Ян. Инь графически обозначается как светлая сторона, Ян — как тёмная. При этом свойства Инь: спокойствие, пассивность, а свойства Ян: агрессия и гнев. Две противоположности, дополняя друг друга, приводят мир к балансу. Так и напрашивается сравнение с историей о Светлой и Тёмной сторонах Силы, между которыми, по пророчеству, должен воцариться баланс.
Идеал даосиста — отшельник, погрузившийся в медитации, добившийся высокого духовного уровня, установивший связь с Дао. В "Звёздных войнах" и Йода, и Кеноби, и Люк уединяются, совершенствуя связь с Силой. В результате все они обретают духовное бессмертие, которое даосистами не отрицается.
Вспомним слова Йоды: "Смерть — жизни естественная сторона". Одна из даосских версий о смерти звучит так: "Жизнь и смерть — две непременные фазы единого процесса трансформаций-перемен". Вообще, персонажи "Звёздных войн" живут удивительно много: Сидиус прожил 100 с лишним лет, пока не был убит Рей; Чубакка впервые появляется в третьем эпизоде и к концу девятого жив; возраст Йоды на момент смерти — ~900 лет. Фантастика, но даосисты утверждают, что долголетие возможно и среди последователей Лао-Цзы сверхдолгожителей много.
Три трилогии — три истории
- Эпизоды I-III — история Энакина Скайоукера;
- Эпизоды IV-VI — история Люка Скайоуокера;
- Эпизоды VII-IX — история Рей.
Речь пойдёт о том, как эти персонажи, наделённые архетипом Героя, прокладывали свои пути на протяжении фильмов "ЗВ", что между ними общего, а что — нет.
Сходства
- Начинали на пустынных планетах. У Энакина это Татуин, где он был заточён в рабстве, у Люка — тоже, но там он жил с дядей и тётей. А вот у Рей Джакку, но чем-то эта планета Татуин напоминает, не так ли?
- Не знали о своём потенциале до какого-то момента. Кемпбелл, о котором мы уже упоминали, этот самый называет зовом к странствиям (по Юнгу — начало индивидуации), с которого начинается стадия отчуждения, перехода в другую реальность из обыденного мирка.
- Принадлежали Светлой стороне Силы и могли перейти на Тёмную. О различиях догадываетесь, но о них попозже.
- Были наставники. У Энакина — Оби-Ван и Йода, впоследствии Сидиус; у Люка — Оби-Ван и Йода; у Рей — Люк. Впрочем, не будь этих наставников — не было бы и истории, ибо этап отчуждения вряд ли был бы пройден.
- Происхождение. Энакин был зачат с помощью Силы: неканон утверждает, что манипуляции с мидихлорианами производили Дарт Плэгас и его ученик Дарт Сидиус. Люку, сыну Энакина, передались эти возможности связи с Силой по наследству. Рей — внучка Палпатина, того самого Дарт Сидиуса...
Можно найти ещё очень много сходств: о них пишите в комментариях. Но различия интереснее! Почему Энакин стал ситхом, а Люк и Рей не стали?
Различия
- Привязанность. Йода утверждал, что привязанности джедай избегать должен, но у Энакина не получилось. Уже в первом эпизоде тревожным звоночком для Совета стало то, что юный Скайоуокер скучал по матери. За смерть матери Энакин винил себя и убил убийц; свыкнуться с возможностью смерти жены при родах не сумел и перешёл на Тёмную сторону, поддавшись соблазну. Люк оказался в более выигрышной ситуации: узнав о гибели дяди и тёти, он сразу принял слова Оби-Вана, что помочь он им не мог. У Рей и вовсе родителей не было...
- Роли. Люк и Рей жили под властью деспотов. Повстанческие идеи были созвучны с идеями Светлой стороны, которой они принадлежали с момента осознания своего потенциала.
У Энакина не так. Энакин был в роли защитника: Республики, сенатора Амидалы. Многие не согласятся, но обороняться труднее, чем нападать. В таком случае легче поддаться соблазну, ибо большее можешь потерять. - Друзья-союзники. У Люка появились друзья-приспешники в виде Соло, Чубакки, Леи. У Рей — в виде готовых помочь Финна, того же Чубакки, По Дэмерона. У Энакина таких же друзей не было, но была любовь и вместе с тем привязанность к Падме. К друзьям такой привязанности нет. Это согласуется с п. 1. С ровесниками у Энакина не ладилось изначально: в качество сделанного им спидера почти никто не поверил. Мало кто знает, но из первого эпизода был вырезан эпизод драки с юным Гридо — будущей жертвой Хана Соло.
Итоги
Своей небольшой статьёй, посвящённой "Звёздным войнам", я бы хотел доказать, что причины невероятной популярности саги кроются не только в спецэффектах, которыми пестрит каждый эпизод, но и в политических, религиозных аллюзиях и насыщенным сюжетом. Вряд ли нам было бы интересно смотреть научно-фантастические фильмы, где нет ничего того, что нас ежесекундно окружает. Рассмотреть историю можно как миф, как притчу, как сказку — в любом случае, мы приходим к тому, что сага действительно очень интересный продукт Лукаса и Ко (поддержанный компанией "Disney").
Всё, что вы прочитали, за что вам благодарен, — мои мысли, которые опираются лишь на собственные размышления о подковырках "Звёздных войн". Я мог что-то недодумать, что-то неверно интерпретировать, поэтому обязательно комментируйте запись!
Ваш Василий