Вдохновившись Лосевым. Диалектика выражения и понятие интеллигенции

А. Ф. Лосев в своём труде «Философия. Мифология. Культура» пишет:

Далее, мифология и поэзия суть в одинаковой мере интеллигенция, т. е. это не только выражение, но и одушевлённое, одухотворённое выражение. Всякая поэтическая форма есть всегда нечто одухотворённое; она есть изнутри видимая жизнь. В поэзии даётся такое "внутреннее", которое было бы чем-то живым, имело живую душу, дышало сознанием, умом, интеллигенцией. Всякое искусство таково. В самых простых очертаниях примитивного орнамента уже заключена живая жизнь и шевелящаяся потребность жить.

А. Ф. Лосев

Рассмотрим эту цитату в нескольких плоскостях.

  1. Что есть выражение? Лосев даёт ответ на этот вопрос: выражение — это синтез "внутреннего" и "внешнего", этакая сила, которое "внутреннее" вытаскивает наружу, а "внешнее" затягивает внутрь. Перспектива "глубина—поверхность" деформируется, и в точке максимального сближения этих диалектических категорий достигается высшая степень выражения.
  2. Искусство всегда выразительно. Предметом выражения может быть что угодно, но вот способ его проявления всегда одухотворён. Слово, — пишет Лосев, — всегда выразительно, потому что оно не просто вещь-в-себе, а понимание. В этой же логике импрессионистский мазок заключает в себе глубокий содержательный аспект. Взаимодополнение, тождество глубинного и [безоценочно] поверхностного — вот суть искусства. И оно переполняется свежестью, той самой одушевлённостью, потому что без тёплой прохлады осмысления, прочувствования, следуя которой человек — каждый по-своему — воспринимает мир, искусство просто невозможно и бессмысленно именно как акт выражения. А значит, одухотворённость, которое придаёт искусству не только форменное, но и смысловое значение. является его непременным качеством.
  3. Совсем уж интересным кажется точка зрения, с которой Лосев пишет об интеллигенции. Сегодня это слово применяют по отношению к рафинированным интеллектуалам. Лосев никакого социального смысла не вкладывает: для него интеллигенция — это некая форма выражения, которая от остальных форм как раз представляет собой одухотворение въявь. Интеллигенция как свойство может быть связано с человеческой личностью, когда она достигла той ступени, на которой внешнее тождественно внутреннему и пребывает "в некоторой одухотворённой, живой среде".
  4. Конечно же, хочется сделать мостик к разговору о свободе, потому что только через это парадоксальное понятие возможно понять одухотворённость своей жизни, сравнить его с выходом из душного офиса на пахнущую осенним лесом поляну. "Внутреннее" в таком состоянии будет непременно улыбчивым и жаждущим безграничного, безусловно свободного, никем и ничем не пререкаемого глотания звуков и ароматов — и оно будет соответствовать "внешнему", поскольку твой облик будет тем самым интеллигентным выражением внутренней свободы.
  5. Пожалуй. именно поэтому мне кажется естественным интерес интеллигентных — по натуре своей — людей прежде всего к искусству, поскольку именно в этой сфере проявляется живость, искренность, лосевская одухотворённость точечного и максимально равноценного соотношения двух граней одного измерения — человеческой идеи.

Что вы думаете по этому поводу? Согласны ли с Лосевым и моей интерпретацией его мыслей? Пишите в комментарии!

Всех благ, дорогие читатели!

Published by

Василий

Меня зовут Василий. Я люблю историю, книги, психологию, биологию, физику и многое другое!

One thought on “Вдохновившись Лосевым. Диалектика выражения и понятие интеллигенции”

  1. Раз уж речь зашла о примитивных орнаментах, то как не вспомнить о птицах-шалашниках! Они ведь тоже создают произведения искусства — свои прекрасные шалаши! Применимо ли к ним всё сказанное Лосевым? Дышат ли их произведения «сознанием, умом, интеллигенцией»? Если нет, то статья Лосева это лишь пример антропоцентризма, восхваления себя любимых, без понимания причин появления и существования искусства у людей и других животных. )))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Антиспам *Капча загружается...